Главная
Новости
Руководящие документы
Деятельность организации
Дружественные проекты
Фотогалерея
Архив
История морской пехоты
Память
Реквизиты, контакты
Гостевая книга











вернуться к списку

Российская гвардия

16 февраля 2010 года исполняется 200 лет со дня создания Гвардейского Экипажа, который стал первым в истории России гвардейским подразделением. С честью и доблестью прошел по полям боев и сражений.

Нагрудный знак Гвардейского Экипажа.

Знак утвержден 8 февраля 1910 года и представлял собой серебряный Кульмский крест, покрытый матовой эмалью черного цвета. В центре креста золотой вензель Императора Николая II, увенчанный золотой Императорской короной. На левом, правом и нижнем лучах креста золотые полированные выпуклые даты «1710», «1810» и «1910».

16 Февраля 1810 года из Команд Придворных Гребцов и Яхт с добавлением гребцов с Адмиральских и Капитанских катеров и отличнейших нижних чинов судовых команд С.-Петербургского и Кронштадтского портов и Черноморского флота сформирован 4-х ротный Гвардейский Экипаж, (в составе 434 чел.).
25 Декабря 1815 года. Гвардейский Экипаж с присоединенным к нему резервным экипажем (сформ. 8 Июля 1813 г.) приведен в состав 8 рот. При нем, по-прежнему, оставлена Артиллерийская Команда, и прибавлены Гвардейская Ластовая рота и обоз для понтонных и пионерных работ.
9 Августа 1831 года Артиллерийская команда преобразована в роту, а в 1836 г. сформирована 8-я резервная рота, в которую назначались рекруты.
7 Марта 1846 года Экипаж переформирован в 4 роты с Артиллерийскою командою и Ластовою полуротою.


Россия. Кивер морского гвардейского экипажа. 50-е гг. 19-го века. Копия.

В Июле 1852 года к Экипажу приписано понтонное отделение (15 фур), на которое выбрано из каждой роты по 20 матросов, наиболее ловких, при 8 унтер-офицерах. В 1854 году составлен резервный полуэкипаж и придан целый понтонный парк (64 фуры с 5 офицерами и 324 нижними чинами). В 1856 году резервный полуэкипаж и понтонная команда расформированы, парк сдан Л.-Гв. в Саперный батальон.
16 Марта 1857 года при Экипаже сформирована Машинная рота, а 1863 г. Января 7, Ластовая рота названа нестроевою. 8 Октября 1877 года По случаю выступления Экипажа в поход в Турцию сформирована запасная рота, расформированная по окончании войны.

ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ.
1) Знамя Георгиевское, с надписью: "За оказанные подвиги в сражении 17 Августа 1813 года при Кульме», с Андреевской юбилейною лентою. Пожаловано в командование Капитана 1 ранга Карцова. Высоч. прик. 26 Августа 1813 г.
2) Андреевская юбилейная лента пожалована по случаю 50-летнего юбилея учреждения Гвардейского экипажа, пожалована 16 февраля 1860 года.
3) Георгиевские рожки, с надписью: в роте ЕГО ВЫСОЧЕСТВА Генерал-Адмирала (ныне ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА, ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ ФЕОДОРОВНЫ), "За переправу через Дунай у Зимницы 13 Июня 1877 года» (Командир Лейтенант Палтов), а в прочих ротах: "За отличие в Турецкую войну 1877 и 1878 гг.», пожалованы 22 Июля 1881 г. взамен знаков на отмененные шапки с теми же надписями, которые были пожалованы Высоч. прик. 17 Апреля 1878 г. (в командование Экипажем ЕГО ИмператорСКОГО ВЫСОЧЕСТВА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА).
4) На головных уборах, Высочайше повелено 8 июля 1878 года, у всех нижних чинов экипажа иметь на околышках шёлковые ленты надписью "Гвардейский экипаж" и с надписями названий судов Гвардейского экипажа, как знак отличия Гвардейского экипажа, проявленного в Турецкую войну на борту кораблей. Высочайшее повеление. 8 июля 1878 г., объявлено приказом Генерал-Адмирала, за № 75.

ШЕФ ЭКИПАЖА:
Ее Императорское Величество Вдовствующая Государыня Императрица Мария Феодоровна с 1892 г. Июля 22.

БЫВШИЙ ШЕФ ЭКИПАЖА:
Великий князь КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ с 1831 г. Августа 22 по 1892 г. Января 18.

ВЫСОЧАЙШИЕ ОСОБЫ, ЧИСЛЯЩИЕСЯ В ЭКИПАЖЕ.
Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович с 1868 г. Мая 6.
Его Императорское Высочество Наследник Цесаревич Великий князь АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ с 1904 г. Августа 11.
Его Императорское Высочество Великий князь МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ, с 1901 г. Декабря 6.
Его Императорское Высочество Великий князь КИРИЛЛ ВЛАДИМИРОВИЧ с 1896 г. Мая 14 по 1905 г. Октября 5 и с 1909 р. Апреля 10.
Его Императорское Высочество Великий князь КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ с 1858 г. Августа 10.
Его Императорское Высочество Великий князь ДИМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ с 1860 г. Июня I.
Его Императорское Высочество Великий князь АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ с 1885 г. Октября 1.

ВЫСОЧАЙШИЕ ОСОБЫ, ЧИСЛИВШИЕСЯ В ЭКИПАЖЕ:
Великий князь АЛЕКСИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ с 1850 г. Января 2 по 1908 г. Ноября 1.
Его Императорское Высочество Великий князь НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ с 1850 г. Февраля 2 по 1878 г. Августа 5.
Великий князь Цесаревич НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ с 1857 г. Июля 27 по 1865 г. Апреля 12.
Великий князь ВЯЧЕСЛАВ КОНСТАНТИНОВИЧ с 1862 г. Июля 1 по 1879 г. Февраля 19.
Император Александр II с 1864 г. Апреля 17 по 1881 г. Марта 1.
Император Александр III с 1865 г. Июня 20 по 1894 г. Октября 21.

УЧАСТИЕ В ПОХОДАХ И ДЕЛАХ ПРОТИВ НЕПРИЯТЕЛЯ.
12 Марта 1812 года, экипаж выступил из С.-Петербурга, в Составе 6 роты, от ряде Генерал-Майора Бистрома, с Л.-Гв. Егерским и Финляндским полками; во всё продолжение кампании находился в ближайшем к неприятелю части войск, и на долю его выпало трудное дело устройства переправ, исправление и проложение вновь дорог, а также истребления пройденных мостов и дорог, для удержания, быстро в начале наступавшего неприятеля. В сражении под Бородином охотники Гвардейского экипажа, который находился в резерве Гвардейского корпуса, уничтожили мост через р. Колочу на большой дороге из Бородина, и темь остановили наступление Вице-Короля Италийского. 3-6 ноября — сражение при Красном в составе артиллерийской команды. 1813 Кампанию этого года Гвардейский экипаж начал 8 Февраля также исправлением должности понтонеров при переправе войск через Вислу, у Плоцка, что и было им исполнено совершенно удачно, несмотря на сильный ледоход, и без участия Инженеров; 9 Мая, под Бауценом, Гвардейский экипаж, по особому, личному повелению ГОСУДАРЯ употреблен был на подкрепление фланга нашей позиции и здесь, с двумя батальонами Гренадер, под командою Генерал-Лейтенанта Чоглокова, удерживаясь с особенною стойкостью в продолжение 11 часов, удостоился получить ВЫСОЧАЙШЕЕ одобрение ГОСУДАРЯ, который с возвышенности следил за действиями. 16-го и 17-го Августа экипаж отличился при Кульме; 5 и 6-го Октября при Лейпциге занят был устройством переправы на протоках р. Плейсы.

1814 Гвардейский экипаж поступил в число резервных войск Главной Армии Барклая-де-Толли и участвовал во всех наступательных и отступательных её движениях. 8 Февраля устроил мост через р. Сену при Ножане, по которому перешел корпус Витгенштейна; 8 Февраля тоже при С.-Луи, для перехода корпуса Фельдмаршала Вреде; 18 Марта торжественно вступил в Париж и занял квартиры в Вавилонских казармах (faubourg St. Germain);

1828 1 Апреля 1828 года, экипаж выступил из С.-Петербурга вместе е Л.-Гв. Саперным батальоном. 25 Июня, соединившись с Л.-Гв. Егерским и Финляндским полками, в Сатуново переправился через Дунай; 18 Августа прибыл, в составе 4-х рот, к Варне и распределен на суда Черноморского флота под начальством Командира своего Контр-Адмирала Беллинсгаузена, который поднял флаг на 101 пушечном корабле "Париж»; 30 Августа 4 роты Гвардейского экипажа, которые вошли в состав десанта, высадились с гребных судов на берег между Галатою и Константинопольскою дорогою, заняли высоты мыса Галата и заложили флешь, но 14 Сентября возвращены на суда; 16 Сентября опять были высажены на берег для подкрепления правого фланга; после сдачи Варны две роты вошли в состав экипажа корабля "Мария», на котором, 2 Октября, Император НИКОЛАЙ I отправился в Одессу. К 6 Декабря Гвардейский экипаж был собран в Севастополе и там Командир экипажа поднял флаг на 101 пушечном корабле "Париж». 1829 С начала кампании экипаж крейсировал у берегов Румелии; 8 Февраля участвовал при взятии кр. Сизополя; в Марте под прикрытием 2 рот экипажа устроена была на мысе Св. Троицы батарея на 6 орудий; на которой роты Гвардейского экипажа служили через каждые три дня поочередно; засим до 26 Мая корабль "Париж» крейсировал перед Босфором; 11 Июля участвовал во взятии кр. Мессемврии, 13—кр. Ахиоло, 7 Августа—кр. Инады и 18—кр. Мидии. По заключении 2 Сентября мира в Адрианополе, возвратился на зимовку в Адрианополь, а оттуда выступил в обратный поход и прибыл в С.-Петербург 18 Июля 1830 г.

17 Марта 1831 года , 6 рота отправлена в действующую Армию в Царство Польское, но по недостатку обывательских лошадей в Гродненской губернии, не могла явиться во время для устройства переправы на р. Висле и из Янова была направлена к Гвардейскому корпусу в Ломжу. Прежде этого по желанию графа Дибича-Забалканского, к нему были посланы для устройства переправы из Гвардейского экипажа, под начальством Капитана 1 ранга Флигель-Адъютанта Римского-Корсакова все, старшие после ротных командиров, Лейтенанты, которые и состояли в продолжение всей кампании при Главном Штабе Армии в ведении Г.-М. Герштенцвейга; Флигель-Адъютант Римский-Корсаков сформировал Партизанский отряд, который имел несколько встреч с неприятелем. Июня 5, 6 рота устроила мост через р. Вислу у Осека и переправила на шлюпках Гвардейских Саперов и Казаков; 20 Августа уничтожила переправу Польского Генерала Паца, который намеревался истребить наши провиантские магазины. 25 и 26 Августа Офицеры Гвардейского экипажа были в числе охотников на штурмах Воли и Варшавы. Рота возвратилась в С.-Петербург 19 Июля 1832 г.
1831 года на Царицынском лугу в Петербурге. 1837. ЧЕРНЕЦОВ Григорий Григорьевич.
1849 С Мая по Ноябрь экипаж был в Венгерском походе, но участия в делах не принимал.
1854 Гвардейский экипаж был посажен на 84 пушечный корабли, "Лефорт" и вошел в состав 2 флотских дивизий, которые под начальством Адмирала Рикорда в течение всей навигации находились на малом рейде кр. Кронштатд для защиты крепости от Англо-Французского флота.

28 мая Мая 1855 года , Командир Гвардейского экипажа, Контр-Адмирал Мофет, поднял флаг на пароходе "Курьер», под начальство его поступил 1-й отряд канонирских лодок, или отряд Синего флага; офицеры и нижние чины были расписаны на 20 лодках. Служба отряда во всю навигацию состояла и очередном дежурстве нескольких лодок на северном фарватере, для наблюдения за неприятельской эскадрой, которая стояла перед Кронштадтом, 4 Августа К.-Адм. Мофет, пересев на лодку "Бурун», вышел с 5 другими лодками на большой рейд для рекогносцировки, подошел на 3 мили к неприятельской эскадре и тем вызвал в погоню за собою фрегат и два парохода, с которыми открыл быструю перестрелку, отступая и стараясь заманить их на выстрелы крепости, один из пароходов был поврежден и засим преследование неприятеля сделалось слабее, а в 2 часа пополудни он обратился назад, В нашем отряде никаких повреждений не было и это объясняется тем, что лодки, представляя собою весьма малую цель, стреляли с открытой палубы на высокие корпуса неприятельских судов, 6 Мая того же года состоящий при экипаже понтонный парк выступил в поход в Динабург, где и находился до заключения мира.

1863 Для усмирения польского мятежа в составе войск Виленского округа была командирована 6 Февраля сборная рота; 12 Октябри она была заменена другою сборною же ротою, которая возвратилась в Петербург 21 Ноября 1864 г.



1877 С открытием военных действий на Дунае находились там две роты (Лейтенантов: Дубасова и Скрыдлова), выступившие из С.-Петербурга 18 Ноября 1876 г. под начальством Капитан-лейтенанта Тудера, и в Апреле установливали минные заграждения в устье р. Серет. 14 мая в экипаже минного катера «Царевич» атаковали и взорвали турецкий монитор «Сейфи» в Мачинском рукаве устья р. Дунай; в Мае - июне установливали минные заграждения на р. Дунай в р-не гг. Браилов - Рущук - Никополь; 8 июня — атака минного катера «Шутка» турецкого парохода на р. Дунай в р-не г. Рущук;

11 июня — бой минных катеров «Шутка» и «Мина» с турецким монитором на р. Дунай у г. Никополь. 28 Мая вышла из С.-Петербурга рота Лейтенанта Палтова. Роты эти принимали деятельное участие в заложении мин по Дунаю в июне месяце, в уничтожении неприятельских броненосцев там находившихся, а также в переправе войск за Дунай 10 Июня у Галаца и 15 у Зимницы. Августе - ноябре обеспечивали переправы через р. Дунай в р-не г. Рущук. 4 Июня вышли из С.- Петербурга, остальные роты под командою Флигель-Адъютанта Капитана 1 ранга Головачева, с прибытием которых на Дунай, в Мечке и Зимнице оставлены команды для брандвахтенных служб на паровых катерах, 20 октября -произвели атаку турецких судов с использованием брандеров у кр. Силистрия, а весь экипаж соединился в Слободзее и занялся устройством батареи. Временное командование экипажем, по случаю назначения Его Императорского Высочества Великого Князя АЛЕКСИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА Начальником всех Морских команд на Дунае, было возложено на Флигель-Адъютанта Головачева. В Августе месяце две роты были командированы, для устройства Батинской переправы, в Петрошаны, 2 Октября перешли туда же и остальные роты и содержали до 8 Февраля переправу по понтонному мосту и на паровых катерах (во время ледохода).

8 Февраля 1877 года , экипаж в составе 80 человек под временною командою Капитан-Лейтенанта Дейбнера выступил за Балканы в С. Стефано, где и находился до 26 Апреля, а засим, 5 Мая, через Одессу, возвратился в С.-Петербург. По выступлении экипажа из Петрошан, Начальство над Морскими командами на Дунае, за отсутствием Его Императорского Высочества Великого Князя АЛЕКСИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА, принял Свиты ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА Контр-Адмирал Головачев; оставшиеся от экипажа 250 чел. с машинною командою поступили в состав Морских команд Рущукского отряда, на обязанности которых лежало содержание Рущукского плотового моста и переправы на паровых катерах, и паромах от Рущука на пристань Смарды, близ Журжево. 4 Июня все чины экипажа, по ВЫСОЧАЙШЕМУ повелению, возвратились в Санкт-Петербург.

1900-1901. От Гвардейского экипажа во время событий по подавлению Ихэтуаньского восстания в Китае принимали участие в военных действиях: в 1900 г. 17 Июня 1900 года при взятии фортов Таку — Лейт. гр. Капнист и около роты (судовой) нижних чинов; Сентября 7 при взятии крепости Бейтана - Лейт. Левшин; 21, 22 и 24 октября — участие десанта с крейсера «Адмирал Нахимов» (пулеметная команда) в составе Шанхай-гуаньского отряда в деблокаде христианской миссии в Восточной Монголии в р-не г. Чао-ян. Ноября 16 в деле на Великой Китайской стене и 20 Декабря при охране Русско-китайского банка - Кварт. Герасимов; 25 Января 1901 года при освобождении Католической миссии и в деле при дер. Эльчин-киа-дзе Лейт. Мальцев со 120 нижн. чинами; с 15 Мая но 20 Июня в отряде Ген. - Лейт. Церпицского в Южной Маньчжурии—Кап. 2 ранга Виноградский. 1904-1905 Во время русско-японской войны от Гвардейского экипажа участвовали в боях: в 1904 г. Марта 31. Е. И. В. фл.-ад. Кап. 2 ранга Великий князь Кирилл Владимирович на броненосце "Петропавловск", у Порт-Артура, в день гибели последнего; на том, же броненосце погибли Лейтенанты: Лодыгин и фон-Кубе и один матрос. На судах Тихо-Океанской эскадры - Кап. 2 ранга Трухачев, Лейт. Тимирев (последний в креп. Порт-Артуре: на Тигровом полуострове и на передовых позициях сухопутного фронта) и Кап. 2 ранга Виноградский—у Порт-Артура, у Гензана и в крейсерстве в Японском море. В 1905 г. Мая 14 в бою у острова Цусимы и составе 2-й Тихо-Океанской эскадры участвовали: на броненосце "Император Александр III" 19 офицеров, 11 кондукторов, и 793 нижних чина — все они погибли. На крейсерах:"Адмирал Нахимов" состояло 134 нижних чина, на "Урале" - 7 нижних чинов, на "Громобое" и "Изумруде" - по одному офицеру.

К 1910 г. в составе экипажа имелись 4 строевые и 2 машинные роты, гвардейцами были укомплектованы крейсер "Олег", эсминцы "Войсковой" и "Украйна", императорские яхты "Штандарт", "Полярная звезда", "Александрия", "Царевна", "Марево", посыльные суда "Разведчик" и "Дозорный".

Первая мировая война 1914-1918 1-йотдельныйбатальон 1914. Сентябрь - ноябрь — строительство и ремонт мостов, обеспечение переправ в р-не кр.Ивангород Новогеоргиевск. 28 ноября - 6 марта 1915 — сторожевое охранение и разведка в р-не гг. Вышегрод - Плоцк на правом берегу р. Висла, минные постановки на р.Висла. 1915. Январь - февраль — поддержка действий Вышегородского отряда (вооруженные пароходы «Наревский минер», «Плоцчанин», «Фюрстенберг»). 19 июня — участие крейсера «Олег» в сражении с германским флотом у о. Готланд в Балтийском море. 2-йотдельный батальон 1914. Сентябрь - ноябрь — обеспечение переправ и постановка минных заграждений вр-некр.Ковнонар.Неман. 14-15 ноября — рейд подрывной партии и уничтожение моста на железной дороге гг. Тильзит - Мемель. Декабрь — обеспечение переправ в р-не кр. Новогеоргиевск. Отдельныйбатальон 1915. С 22 мая — обслуживание переправ и плавсредств в р-не кр. Новогеоргиевск(5-ярота) и кр.Ковно(6-ярота). 14 июня - 25 июля - сторожевое охранение на позициях у д. Пипле в р-не кр. Ковно (6-я рота). 1916. Ковельская операция: 15 июля - сентябрь — позиционные бои в р-не р. Стоход.

1917. Декабрь 1916 - март — сторожевое охранение, инженерное оборудование позиций, обеспечение переправ в составе Измаильского отряда (позднее — Отряд обороны гирла р.Дунай).

Особенности униформы: При парадной для строя форме на берегу офицеры и нижние чины экипажа заправляли брюки в сапоги. С объявления всеобщей мобилизации до объявления войны 18-го Июля прошло несколько тревожных дней. С объявлением войны все Императорские яхты, кроме "Александрии", кончили кампанию и были поставлены на паровое отопление, а офицеры и команды списаны в наличие экипажа. Не желая распылять составы яхт по кораблям флота, и следуя традициям прежних войн, было решено, что Экипаж отделит от себя сухопутную часть, которая пойдет в поход с гвардией. В начале Августа было приступлено к формированию двух отдельных батальонов двухротного состава с пулеметной, подрывной и прожекторной командой, 37 мм пушками и обозом.

1-ый батальон был составлен из роты "Ея Величества" и 2-ой;
2-ой батальон - из 3-ей и 4-ой роты Экипажа. ...

07.03.1915 сформированы дополнительно:

В 1-м батальоне 5-я рота.

07.03.1915 сформированы дополнительно:
Во 2-м батальоне 6-я рота.

В начале Октября 1915 года все роты объеденились в Севастополе и батальон был развернут в 6-ти ротный состав, при пулеметной и подрывой командах и службы связи. Пулеметная команда имела 12 пулеметов, что для батальона было весьма значительное число. (Прожекторная команда и 37 мм пушки были ликвидированы из-за непрактичности).

В конце Января 1917 г. ... состав батальона был следующим:
Командир Кап. 1 р. С.В.Мясоедов-Иванов.
Пом. по Строевой части Стар. Лейт. Родионов.
Пом. К-ра по Хозяйств. части Стар. Лейт. Кублицкий.
Адьютант Мичман Черемшанский.
Командир 1-ой роты Лейтенант Керн.
Младший Офицер Мичман Штукенберг.
Командир 2-ой роты Стар. Лейт. Хвощинский.
Младший Офицер Мичман Ловягин.
Командир 3-й роты Лейтенант Сольский.
Младший Офицер Мичман Секерин.
Командир 4-ой роты Лейтенант Кузьмин.
Начальник Пулеметной Команды Лейтенант Брискорн.
Подрыв. и служба связи Мичман Чигаев.
Младший Офицер Подпоручик Бардаш.
Казначей Прапорщик Скарлато.
Врач Надв. Советник Герман.
Делопроизводитель Титул. Сов. Платт.

Последним командиром экипажа был контр-адмирал великий князь Кирилл Владимирович.Во время Февральской революции он привел моряков в Таврический дворец и передал экипаж в распоряжение Государственной Думы.

Коваленко А.Н.

Использованы материалы:

  1. В.К. Шенк, Справочная книжка Императорской Главной квартиры, 10 мая 1910;
  2. Боевой формуляр Экипажа;
  3. Гвардеского Экипажа Старший Лейтенант, барон, Г.Н.Таубе, Описание действий Гвардейского экипажа на суше и на море в войну 1914-17 г.г.;
  4. Ж. Горохов, Императорская гвардия;
  5. Богданович А. В., Три последних самодержца. Дневник. – М.: Новости, 1990. – C. 485.



Гвардейский экипаж в Париже 1814 год 



25 июня 1828 года переправа Гвардейского Экипажа через реку Дунай


 

 


Создание и поддержка сайта